По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:
- минеральные, или нефтяные, являются основной группой выпускаемых масел (более 90 %). Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные;
- растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Первые получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяется касторовое масло. Животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.). Органические материалы, по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. В связи с этим их чаще используют в смеси с нефтяными;
- синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья, синтез кремнийорганических соединений – полисиликонов; получение фтороуглеродных масел). Они обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответственных узлах трения.
По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:
- жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими текучестью (нефтяные и растительные масла);
- пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;
- твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.
По назначению смазочные материалы делятся на масла:
- моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных);
- трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин. Первые два типа масел иногда объединяют термином «транспортные».
- индустриальные, предназначенные главным образом для станков;
- гидравлические для гидравлических систем различных машин.
Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.
Настоящее исследование посвящено, в первую очередь, минеральным (нефтяным), а также синтетическим и полусинтетическим маслам. Для избежания в дальнейшем разночтений, нами принята следующая классификация.
В первую очередь – это моторные масла. Особая группа – авиационные, которым уделено отдельное внимание. Также условно выделяют автомобильные и дизельные (зимние рассмотрим отдельно). Кроме того, из дизельных масел мы выделили группы Г, Д, Е.
Следующая группа масел – трансмиссионные. Отдельно нами будут представлены индустриальные, гидравлические и компрессорные масла. Особо были рассмотрены базовые группы. Все другие виды мы объединили под термином «прочие масла».
В процессе подготовки исследования мы постарались максимально приблизить предмет анализа и представить показатели относительно основных марок масел.
Физико-химические свойства масел
Для каждого из типов масел, в зависимости от назначения, важны отдельные характеристики. Здесь мы представим основные.
Вязкость является одной из важнейших характеристик, определяющих силу сопротивления масляной пленки разрыву. Чем она прочнее на поверхности трения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, в частности для моторных масел, меньше расход на угар. В соответствии с нормативнотехнической документацией вязкостно-температурные свойства оцениваются индексом вязкости.
Вязкость динамическая – это сила сопротивления двух слоев смазочного материала площадью 1 см2, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого со скоростью 1 см/с. Вязкость кинематическая определяется как отношение динамической вязкости к плотности жидкости.
Индекс вязкости – относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Его рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 и 100 °С или находят по таблицам. Вязкостно-температурные свойства масел оценивают также по кинематической вязкости при низкой температуре (0 и –18 °С).
Кинематическая вязкость масел, используемых в смазочных системах автомобильных двигателей, равна 4-14 мм2/с при 100 °С. С понижением температуры она быстро увеличивается, достигая при –18 °С значения 10000 мм2/с и более. Масла с кинематической вязкостью 4-8 мм2/с используют в зимнее время, с показателем 10-14 мм2/с – летом.
Температура застывания – это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Смазочные материалы, имеющие температуру застывания –15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура –20 °С и ниже, то относятся к зимним. Температура застывания в какой-то мере характеризует предельную температуру, при которой возможен запуск охлажденного двигателя. Однако, температура запуска двигателя на холоде зависит также от величины его вязкости при данной температуре.
Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения. Они зависят от вязкости и вязкостно-температурной характеристики, смазывающей способности и чистоты материала. Моющие свойства характеризуют способность обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений. Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении.
Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок его работы в двигателе, характеризуют его способность сохранять первоначальные качества и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах. Стойкость смазочных материалов к окислению повышается при введении антиокислительных присадок.
Коррозионная активность всех масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов окисления. В лабораторных условиях эти характеристики оценивают по потере массы свинцовых пластин (в расчете на 1 м2 их поверхности) за время испытания при температуре 140 °С.
Коррозионный износ деталей определяется также исходным значением щелочности и скоростью ее изменения. Чем больше проработало масло, тем ниже становится показатель щелочности. Поэтому он также указывает на качество масла. Зольность позволяет судить о количестве несгораемых примесей в расходниках без присадки, а в материалах с присадками – об их количестве. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Для не содержащих присадок материалов показатель не превышает 0,02-0,025 % по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4%, а у товаров высококачественных марок не менее 1,15-1,65 % по массе.
Содержание механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в материалах с присадками значение не должно превышать 0,015% по массе, причем они не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода должна отсутствовать. Даже ее небольшое количество вызывает деструкцию присадок, происходит процесс шламообразования.
Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих. Их подразделяют на:
- антиокислительные – повышают антиокислительную устойчивость;
- противокоррозионные – защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов;
- моюще-диспергирующие – способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях;
- противоизносные, противозадирные и антифрикционные – улучшают смазочные свойства;
- депрессорные – понижают температуру застывания;
- антипенные – предотвращают вспенивание.
В настоящем исследовании будет представлена в том числе информация о производстве основных типов присадок на предприятиях.
Классификация и свойства моторных масел
В основу классификации моторных масел в России по ГОСТ 17479.1–85 положены два характерных признака: кинематическая вязкость и качественный уровень, определяемый как сумма важнейших эксплуатационных свойств. По вязкости расходники подразделяются на три класса: летние, зимние, всесезонные. Летние нормируются значением кинематической вязкости при +100 °С, зимние – при +100 °С и –18 °С. Всесезонные материалы обозначаются дробью, в числителе указывается класс вязкости зимнего, а в знаменателе – летнего. Система обозначений включает несколько знаков: букву М (моторное), цифру, характеризующую класс кинематической вязкости, и букву, обозначающую принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам. Дробные цифры в числителе указывают класс вязкости при –18 °С, а в знаменателе – при 100 °С. Цифры у букв обозначают следующее: индекс "1" присваивают маслам для бензиновых двигателей, "2" – для дизельных. Универсальные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Универсальные смазочные материалы, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла как дизельного, второе – как бензинового. В необходимых случаях применяют дополнительные индексы: "рк" – рабоче-консервационные масла; "цл" – для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем; "3" – масло, содержащее загущающую присадку; "20", "30" – значение щелочного числа.
В таблице ниже представлены классы кинематической вязкости моторных масел.
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре |
|
100˚ C |
-18˚ C, не более |
|
Зимние классы |
||
3з |
не менее 3,8 |
1250 |
4з |
не менее 4,1 |
2600 |
5з |
не менее 5,6 |
6000 |
6з |
не менее 5,6 |
10400 |
Летние классы |
||
6 |
5,6-7 |
- |
8 |
7-9,5 |
- |
10 |
9,5-11,5 |
- |
12 |
11,5-13 |
- |
14 |
13-15 |
- |
16 |
15-18 |
- |
20 |
18-23 |
- |
Всесезонные классы |
||
3з/8 |
7-9,5 |
1250 |
4з/6 |
5,6-7 |
2600 |
4з/8 |
7-9,5 |
2600 |
4з/10 |
9,5-11,5 |
2600 |
5з/10 |
9,5-11,5 |
6000 |
5з/12 |
11,5-13 |
6000 |
5з/14 |
13-15 |
6000 |
6з/10 |
9,5-11,5 |
10400 |
6з/14 |
13-15 |
10400 |
6з/16 |
15-18 |
10400 |
Также, в зависимости от назначения, типа двигателя и эксплуатационных свойств моторные масла подразделяют на группы. В таблице ниже представлено это распределение.
Группа масел |
Рекомендуемая область применения |
|
А |
Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели |
|
Б |
Б1 |
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии |
Б2 |
Малофорсированные дизельные двигатели |
|
В |
В1 |
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к противокоррозийным, противоизносным свойствам масел и склонны к образованию высокотемпературных отложений |
|
Г |
Г1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии |
Г2 |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений |
|
Д |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых условиях, или в случаях, когда применяемое топливо требует использования масла с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию отложений |
|
Е |
Лубрикаторные системы смазки цилиндров двигателей, работающих на топливе с высоким содержанием серы |
Приведем примеры обозначения моторных масел.
- М-8-В, – буква "М" – моторное масло, цифра "8" – класс вязкости, буква с индексом «В» обозначает, что по эксплуатационным свойствам оно относится к группе «В» и предназначено для смазывания среднефорсированных карбюраторных двигателей;
- М-10-Г2к – буква "М" – моторное масло, цифра "10" – класс вязкости, буква "Г" с индексом "2" означает, что по эксплуатационным свойствам оно относится к группе Г и предназначено для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей. Буква "К" свидетельствует о том, что предназначено для автомобилей КамАЗ;
- М63/10-В – буква "М" – моторное масло, 63/10 – класс вязкости, буква "З" означает, что оно имеет эксплуатационную присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства и предназначено для применения в качестве всесезонного или зимнего сорта, буква "В" без индекса означает, что оно универсально и предназначено для смазывания карбюраторных и дизельных двигателей.
В странах Западной Европы и США масла классифицируются по вязкости, определяемой по методике американского общества автомобильных инженеров SAE (Society of Automobile Engineers), и по эксплуатационным свойствам согласно квалификационной системе, разработанной Американским институтом нефти API (American Petroleum Institute).
По SAE моторные масла делятся на летние, зимние и всесезонные. Они маркируются следующим образом: летние – 20, 30, 40, 50 и 60 (цифра обозначает вязкость при температуре 98,9 °С); зимние OW, 5W, 10W, 15W и 25W (цифра – вязкость , а буква "W" – от английского слова Winter (зима)). Для водителей, эксплуатирующих свой автомобиль круглогодично, предпочтительно применять всесезонные (загущенные) материалы. Они обозначаются сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой – летнему классу, например, 10W/50 обозначает, что данное масло при –17,8 °С соответствует по вязкости SAE 10, а при 98,9 °С соответствует SAE 50. Между двумя обозначениями обычно ставят знак дроби или дефис, а иногда и вовсе ничего.
Параметры и свойства некоторых моторных масел
Параметр |
М-10ДМ |
М-8ДМ |
М-10Г2к |
М-8Г2к |
М-10Г2 |
Класс вязкости по SAE |
30 |
20 |
30 |
20 |
30 |
Экспл. класс API |
CD |
CD |
СС |
СС |
СС |
Вязкость кинематическая при 100°С,мм2./с |
min 11,4 |
8,0-8,5 |
11,0±0,5 |
8,0±0,5 |
11,0±0,5 |
Индекс вязкости, min |
90 |
102 |
95 |
95 |
85 |
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
220 |
195 |
220 |
210 |
205 |
Тем-ра застывания, °С, max |
минус 18 |
минус 30 |
минус 18 |
минус 30 |
минус 15 |
Щелочное число, мг КОН/1 г масла, min |
8,2 |
8,5 |
6 |
6 |
6 |
Зольность, %, max |
1,5 |
1,5 |
1,15 |
1,15 |
1,65 |
Доля активных элементов Ca/Zn, %, min |
0,15/0,04 |
0,30-0,09 |
0,19/0,05 |
0,19/0,05 |
0,15/0,06 |
Параметр |
М-10В2 |
М-8В2 |
М-8В |
М-6з/10В |
М-10Г2ЦС |
Класс вязкости по SAE |
30 |
20 |
SAE 20 |
SAE 15W- 30 |
30 |
Экспл. класс API |
CB |
СВ |
API SD/CB |
API SD/CB |
СС |
Вязкость кинематическая при 100°С,мм2./с |
10,5-11,5 |
7,5-8,5 |
7,5-8,5 |
9,5-10,5 |
10,0-11,0 |
Индекс вязкости, min |
85 |
85 |
93 |
120 |
92 |
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
205 |
200 |
207 |
207 |
210 |
Тем-ра застывания, °С, max |
-15 |
минус 25 |
минус 25 |
минус 30 |
-10 |
Щелочное число, мг КОН/1 г масла, min |
3,5 |
3,5 |
4,2 |
5,5 |
9 |
Зольность, %, max |
1,3 |
1,3 |
0,95 |
1,3 |
1,5 |
Доля активных элементов Ca/Zn, %, min |
- |
Ca 0.08 / Ba 0.18 / Zn 0.05 / P 0.05 |
0,16/0,09 |
- |
0,28/0,045 |
Параметр |
М-14Г2ЦС |
М-16Г2ЦС |
МТ-16П |
М-14В2 |
М-8Г2 |
Класс вязкости по SAE |
40 |
40 |
- |
40 |
20 |
Экспл. класс API |
СС |
СС |
- |
CB |
СС |
Вязкость кинематическая при 100°С,мм2./с |
13,5-15,0 |
15,5-17,0 |
15,5-16,5 |
13,5-14,5 |
8,0±0,5 |
Индекс вязкости, min |
92 |
92 |
85 |
85 |
85 |
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
215 |
220 |
210 |
210 |
200 |
Тем-ра застывания, °С, max |
-10 |
-10 |
минус 25 |
минус 12 |
минус 25 |
Щелочное число, мг КОН/1 г масла, min |
9 |
9 |
4 |
4,8 |
6 |
Зольность, %, max |
1,5 |
1,5 |
0,6-1,0 |
1,2 |
1,65 |
Доля активных элементов Ca/Zn, %, min |
0,28/0,04 |
0,28/0,04 |
- |
Сa 0.15 / Zn 0.045 / P 0.04 / Ba 0.13 |
0,15/0,06 |
Классификация и свойства трансмиссионных масел
Масла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи – цилиндрические, конические, червячные, гипоидные и другие, называются трансмиссионными.
В первую очередь, расходники этого типа должны обладать хорошими противоизносными, противозадирными и противопиттинговыми свойствами, характеризоваться пологой вязкостно-температурной кривой, низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении, минимально воздействовать на резинотехнические уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозионные свойства, не содержать механические примеси и воду.
Противоизносные и противозадирные свойства – основная характеристика трансмиссионных масел. Они обладают высокой смазывающей способностью, при которой на трущихся поверхностях зубьев шестерен создается прочная пленка, предотвращающая сваривание и задирание микронеровностей. Эта способность определяется наличием поверхностно-активных веществ, содержащихся в наибольшем количестве в остаточных нефтепродуктах, из которых получают трансмиссионные масла. Кроме того, в них вводят специальные присадки, содержащие соединения хлора, фосфора, серы и цинка. Эти вещества при большом давлении и высокой температуре образуют пленки оксидов, предохраняющие металл от схватывания в точках контакта.
В качестве противоизносных присадок широко применяются:
- ЛЗ-23К – дибутилксантат этилена с 38-41% серы;
- ОТП – осерненный тетрамер пропилена с 20% серы;
- ЭФО – продукт взаимодействия экстракта фенольной очистки остаточных масел с пятисернистым фосфором.
Эти присадки добавляют в количестве до 5 %. Трансмиссионное масло не должно вспениваться, потому что пузырьки воздуха ухудшают его противоизносные и противозадирные качества. Температура застывания характеризует пригодность трансмиссионного масла для применения в зимних условиях. Для понижения этого показателя применяются различные присадки-депрессоры, которые добавляют в количестве 0,2 … 0,5 %.
Противокоррозионные свойства обусловливаются отсутствием водорастворимых кислот и щелочей.
Согласно ГОСТ 17479.2–85 трансмиссионные масла разбиваются на классы по вязкости и в зависимости от эксплуатационных свойств их подразделяют на пять групп, определяющих области их применения. Ниже приведено соответствие классификации по действующему ГОСТу 17479.2–85
ГОСТ 17479.2-85 |
Принятое ранее обозначение |
ТМ-2-18 |
ТСП-15 |
ТМ-3-9 |
ТСП-10 |
ТМ-3-18 |
ТАП-15В; ТСП-15К |
ТМ-4-9 |
ТСЗ-9ГИП |
ТМ-4-18 |
ТСП-14ГИП |
ТМ-5-12З (рк) |
ТЭ5-12рк |
ТМ-5-18 |
ТАД-17И |
Классы вязкости трансмиссионных масел
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при 100˚ C, мм2/сек. |
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па |
9 |
6-10,99 |
-35 |
12 |
11-13,99 |
-26 |
18 |
14-24,99 |
-18 |
34 |
25-41 |
- |
В зависимости от эксплуатационных свойств и областей применения, трансмиссионные масла подразделяют на группы.
Группа |
Спецификации |
Применение |
1 |
Минеральные масла без присадок |
Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла до 90˚ C |
2 |
Минеральные масла с противоизносными присадками |
Применение то же, что и в группе 1, но при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла до 130˚ C |
3 |
Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности |
Цилиндрические, конические и спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла до 150˚ C |
4 |
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности |
Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до 150˚ C |
5 |
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла |
Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла до 150˚ C |
В качестве примера представим обозначение трансмиссионного масла: ТМ-5-12з(рк) – ТМ – трансмиссионное масло, 5 – 5- ой группы, 12 – 12-го класса вязкости, з – загущенное, рк – рабочее-консервационное.
Индустриальные масла
Представляют собой дистиллятные нефтяные масла малой и средней вязкости (5-50 мм2/с при 50 °С). Используют главным образом как смазочные материалы в узлах трения станков, кузнечно-прессового оборудования, текстильных машин, вентиляторов, насосов и другого оборудования, а также в качестве гидравлических жидкостей, базовых масел для производства пластичных смазок и т.д. Ранее их вырабатывали под названиями "велосит", "швейное масло", "веретенные масла", "машинные масла" и др. Наряду с традиционными вырабатывают масла с комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и др.) – так называемые материалы серий ИГП (гидравлические), ИРП (редукторные), ИСП (для направляющих скольжения).
Назначение индустриальных масел — обеспечить снижение трения и износа деталей металлорежущих станков, прессов, прокатных станов и другого промышленного оборудования. Одновременно, они должны отводить тепло от узлов трения, защищать детали от коррозии, очищать поверхности трения от загрязнения, быть уплотняющим средством, не допускать образования пены при контакте с воздухом, предотвращать образование стойких эмульсий с водой или быть способными эмульгировать, хорошо фильтроваться через фильтрующие элементы, быть нетоксичными, не иметь неприятного запаха и т.д. В условиях применения смазочные масла подвергаются воздействию высоких температур и давлений, контактируют с различными металлами, воздухом, водой и различными агрессивными средами. Поэтому в период эксплуатации они окисляются — повышается вязкость, кислотное число, коррозионная активность, засоряются продуктами износа — усиливается абразивный износ, ухудшается фильтрование, появляются продукты деструкции — понижается вязкость, температура вспышки, появляется вода и др.
Свойства основных марок индустриальных масел
Параметр |
ИГП-18 |
ИГП-30 |
ИГП-38 |
ИГП-49 |
ИГП-72 |
Индекс вязкости, min |
90 |
90 |
90 |
90 |
85 |
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
180 |
200 |
210 |
215 |
220 |
Тем-ра застывания, °С, max |
-15 |
-15 |
-15 |
-15 |
-15 |
Зольность, %, max |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Кислотное число, мг КОН/1 г, min |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вязкость кинематическая при 40°С,мм2./с, min |
24-30 |
39-50 |
55-65 |
76-85 |
110-125 |
Массовая доля Zn, %, min |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
Содержание серы, %, max |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Параметр |
И-20А |
ИГП-91 |
ИГП-114 |
И-40А |
И-50А |
Индекс вязкости, min |
- |
85 |
85 |
- |
- |
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
180 |
225 |
230 |
200 |
215 |
Тем-ра застывания, °С, max |
-15 |
-15 |
-15 |
-15 |
-15 |
Зольность, %, max |
0,005 |
0,2 |
0,2 |
0,005 |
0,005 |
Кислотное число, мг КОН/1 г, min |
0,03 |
1 |
1 |
0,05 |
0,05 |
Вязкость кинематическая при 40°С,мм2./с, min |
25-35 / 29-35 |
148-165 |
186-205 |
51-75 / 61-75 |
90-110 |
Массовая доля Zn, %, min |
- |
0,04 |
0,04 |
- |
- |
Содержание серы, %, max |
1 |
1 |
1 |
1,1 |
1,1 |
Так, масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38 и ИГП-49 служат рабочими жидкостями в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов. Их используют для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения и в других узлах и механизмах, где требуются расходники с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами.
Масла ИГП-72, ИГП-90, ИГП-114 используют в гидравлических системах тяжелого прессового оборудования и для смазывания шестеренчатых передач, средненагруженных зубчатых и червячных редукторов, в циркуляционных системах смазки различного оборудования.
Масла И-20А, И-40А, И-50А дистиллятные или смесь дистиллятных с остаточными из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки. Их употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, для смазывания легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков, где не требуются специальные расходники, и других механизмов. Применение в тех или иных механизмах зависит от вязкости: по мере ее увеличения масла используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах.
Гидравлические масла
По назначению гидравлические масла делят в соответствии с областью применения:
- для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;
- для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;
- для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий. Основная функция рабочих жидкостей для гидравлических систем — передача механической энергии от ее источника к месту использования с изменением значения или направления приложенной силы.
Большинство массовых сортов гидравлических масел вырабатывают на основе хорошо очищенных базовых расходников, получаемых из рядовых нефтяных фракций с использованием современных технологических процессов экстракционной и гидрокаталитической очистки.
Физико-химические и эксплуатационные свойства современных гидравлических масел значительно улучшаются при введении в них функциональных присадок — антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, антипенных и др. Так, в таблице ниже представлена информация о наиболее распространенных типах гидравлических масел.
Показатель |
ВМГЗ |
Масло веретенное АУ |
Индекс вязкости, min |
160 |
|
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
135 |
165 |
Тем-ра застывания, °С, max |
-60 |
минус 45 |
Зольность, %, max |
0,2 |
0,005 |
Кислотное число, мг КОН/1 г, min |
0,4-1,0 |
0,07 |
Вязкость кинематическая при 50°С,мм2./с, min |
0,2 |
16-22 при 40 град.С |
Вязкость кинематическая при -40°С,мм2./с, min |
1500 |
20000 |
Цвет на колориметре, ед. ЦНТ, max |
1 |
2,5 |
ВМГ3
Маловязкая низкозастывающая минеральная основа, вырабатываемая посредством гидрокаталического процесса, загущенная полиметакрилатной присадкой. Содержит присадки: противоизносную, антиокислительную, антипенную. Масло предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемнотранспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме от -40 да +50 С в зависимости от типа гидронасоса. Для северных регионов рекомендуется как всесезонное, а для средней географической зоны — как зимнее.
Веретенное масло АУ
Получают из малосернистых и сернистых парафинистых нефтей с использованием процессов глубокой селективной очистки фенолом и глубокой депарафинизации. Содержит антиокислительную присадку. Масло обеспечивает работу гидроприводов в диапазоне температур от -(30-35) до +(90-100) С.
Компрессорные масла
Это нефтяные или синтетические (кремнийорганические, алкилбензолы, эфиры пентаэритрита и др.) масла, используемые в поршневых и роторных компрессорах для улучшения герметичности камер сжатия, уменьшения трения и износа, отвода теплоты. Вязкость К. м. 7-30 мм2/с при 100 °С, tвсп. 190-275 °С. Они отличаются низкой испаряемостью, высокой термической стабильностью (до 250 °С) и химической стойкостью по отношению к сжимаемым в компрессорах газам (воздух, О2, СО2, С2Н2 и др.), хорошими противоизносными свойствами. К маслам для компрессоров холодильных установок предъявляются особые требования, обусловленные непрерывным контактом с хладагентом, а также постоянным изменением температуры и давления среды. Вязкость: 11-35 мм3/с при 50 °С, tвсп. 160-225 °С. Нефтяные масла получают обычно селективной, реже кислотно-контактной очисткой масляных дистиллятов. Для улучшения их эксплуатационных свойств вводят антиокислительные, антикоррозийные и депрессорные присадки (0,02-1,0% по массе), иногда, для придания повышенной морозостойкости, их загущают полимерными присадками (например, 2-3% полиметилметакрилатов, полиизобутиленов).
В зависимости от областей применения и предъявляемых требований выделяют три класса компрессорных масел.
- для поршневых и ротационных компрессоров;
- для турбокомпрессорных машин;
- для холодильных компрессоров.
Основные выделенные нами марки компрессорных масел (в том числе, холодильных компрессорных): ВМ-4, КС-19, ХФ-22-44, К-2-24, КЗ-10Н. Так, в таблице ниже представлены их основные свойства.
Параметр |
К-2-24 |
КС-19 |
ВМ-4 |
Вязкость кинематическая при 100°С,мм2/с |
21-25 |
18-22 |
8-11 |
Индекс вязкости, min |
82 |
92 |
- |
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
270 |
260 |
205 (в закрытом тигле) |
Тем-ра застывания, °С, max |
минус 10 |
-15 |
-15 |
Зольность, %, max |
базового масла 0,06 |
0,005 |
- |
Кислотное число, мг КОН/1 г, min |
0,35 |
0,02 |
0,2 |
Коксуемость %, max |
0,5 |
0,5 |
0,2 |
Цвет на колориметре, ед. ЦНТ, max |
7,5 |
7 |
7 |
Массовая доля серы, %, max |
0,5 |
1 |
0 |
Параметр |
ХФ-22-24 |
ХА-30 |
ХС-40 |
Вязкость кинематическая при 50°С,мм2/с |
24,5-28,4 |
28-32 |
37-42 |
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min |
130 |
185 |
200 |
Тем-ра застывания (в растворе хладона 12), °С, max |
-55 |
-38-40 |
-50-55 |
Зольность, %, max |
- |
0,004 |
0,02 |
Кислотное число, мг КОН/1 г, min |
0,04 |
0,05 |
0,02 |