Блог

Что такое вязкость и SAE

Справка:

ВЯЗКОСТЬ — это свойство жидкости, определяющее ее текучесть. Чем выше этот показатель, тем гуще жидкость (чем меньше ее текучесть, тем больше в ней вязкость). Когда двигатель холодный, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску.

ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ — зависимость изменения вязкости масла от температуры (чем он выше, тем лучше масло и тем меньше вязкость зависит от температуры). Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя.

ВЯЗКОСТЬ МАСЛА — это основной показатель качества, который является общим для всех масел. От него зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором смазочная жидкость обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды. От вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и износ двигателя. А также потери энергии при его работе. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

Классификация моторных масел согласно API

Первая классификация моторных масел по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (API) еще в 1947 г.

Согласно API моторные масла подразделяются на две категории: S (Service) и C (Соmmercial).

К категории S относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности;

к категории C относятся масла для дизелей автотранспорта, промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

Универсальными называют смазочные жидкости, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей. Они имеют обозначения обеих категорий, например, CF-4/SG, SH/CG-4 и т.п.

Классификация моторных масел согласно ACEA

Классификация ACEA принята в 1991 г. взамен существовавшей ранее с 1972 года CCMC.
Она сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм. В отличии от API, она наиболее полно учитывает конструктивные особенности двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. По отдельным тестам ее требования значительно превышают показатели API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.

В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Стандарты ACEA делятся на классы:

A — для бензиновых двигателей;

B — для дизельных двигателей легковых автомобилей;

С — для бензиновых двигателей и дизелей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов;

E — для дизельных двигателей грузовых автомобилей.

Страница 1 из 12