Большинство автовладельцев считает, что ревизия автомобиля проводится при техническом обслуживании. Такой подход актуален в случае, если транспортное средство находится на гарантии. После ее окончания водители выбирают разные периоды замены масла в моторе: если пробег достиг определенного километража или при смене времени года.
Что советуют производители авто
Заводская рекомендация — менять масло в моторе через каждые 13 000–15 000 км автопробега. Однако завод не учитывает условия использования транспортного средства. Заводские рекомендации имеют смысл, если двигатель:
-
содержится в безупречной чистоте;
-
работает на средних оборотах;
-
не перегревается.
Можно ли отойти от рекомендаций производителя
По окончанию гарантии можно не придерживаться сроков смены моторного масла, рекомендованных производителем. Интервал сокращается при тяжелых условиях использования авто:
-
езда по холмистой местности;
-
сильно запыленный воздух;
-
температурные перепады.
Для визуальной проверки масла в двигателе применяется масляный щуп. Он позволяет определить уровень моторного масла (мин и макс). Кроме этого, следует обращать внимание на консистенцию смазывающей жидкости. Если масло стекает с щупа, как вода, смазка подлежит замене. Вязкость можно определить по диаметру пятна на салфетке. Крупное пятно свидетельствует о потере вязкостных свойств. Нужно также обследовать масло относительно загустения и подгорания.
Что происходит с маслом в моторе
Помимо смазочного состава, масло включает присадки, защищающие элементы силового агрегата. При работе двигателя осуществляется разрушение присадок. Оно сопровождается образованием отложений, происходит окисление с компонентами смазки, что приводит к снижению вязкости и повышению уровня pH. Нагрузка на автомобиль способствует ускорению процессов, особенно в жару.
Интервал замены масла в двигателе отслеживается электронной системой управления. Компьютер уведомляет о приближении срока очередного обслуживания.
Независимо от интенсивности использования, масло следует менять не реже 1 раза в год. Срок годности залитой смазки составляет от 6 до 12 месяцев.
Последствия запоздалой замены моторного масла
Несвоевременная замена смазки приводит к следующим результатам:
-
отложения на элементах двигателя — способствуют снижению мощности, увеличивают содержание вредных веществ в выхлопных газах;
-
увеличенный износ — масло теряет собственные свойства из-за изменения состава присадок;
-
повышение вязкостных свойств — нарушение полимеризации добавок приводит к сгущению смазки. Масло плохо перемещается в двигателе, что способствует его износу. В итоге это может привести к проблемам в процессе запуска и недееспособности мотора;
-
поворот вкладышей коленвала — при небольшом поперечном сечении засоренного масляного канала возрастают нагрузки на вкладыши коленвала. Элементы чрезмерно нагреваются и поворачиваются;
-
серьезное изнашивание турбокомпрессора — повышается риск поломки ротора из-за влияния отработанного масла на коленчатый вал. В результате грязное масло приводит к заклиниванию компрессора.
Факторы, влияющие на интервал смены масла
Периодичность замены смазки зависит от множества причин, и заводские рекомендации — далеко не главные из них. Интервал, предписанный производителем, подразумевает идеальные условия эксплуатации автомобиля. При определении актуальной частоты замены смазки учитывают:
-
качество и вид горючего (дизель, бензин, газ);
-
объем двигателя;
-
вид ранее применяемого масла (минеральное, синтетическое, полусинтетическое);
-
тип используемых масел (API и система longlife);
-
состояние залитого масла;
-
метод замены;
-
общий пробег;
-
техсостояние автомобиля.
Режимы работы автомобиля
Сроки замены смазки определяются режимом эксплуатации авто: на трассе или в городе. По трассе быстрее набегают километры автопробега, а двигатель хорошо охлаждается. Это способствует меньшей нагрузке. В городе пробег ощутимо меньше, но нагрузка увеличивается, потому что авто останавливается на светофорах или в пробках с работающим двигателем.
Езда в городе негативно влияет на моторное масло, значительно снижая его ресурс. Особенно заметно это становится при уровне смазывающего состава в картере ниже среднего.
Объем, вид двигателя
Мощность мотора также оказывает влияние на частоту замены смазки. Производительные агрегаты легче переносят тяжелые условия эксплуатации. Например, мощные силовые установки не испытывают существенных нагрузок при движении со скоростью до 130 км/ч.
Двигатели малого объема оборудованы трансмиссией, которая рассчитана на небольшой скоростной диапазон. В результате на них оказывается большая нагрузка в сложных режимах езды. Повышается температура поршней и увеличивается объем картерных газов.
Прочие факторы
К негативных факторам, влияющим на сокращение интервала замены смазки, относятся:
-
высокая температура термостатирования;
-
недостаточная вентиляция картера двигателя;
-
использование контрафактного или непригодного масла;
-
загрязнение масляных каналов;
-
грязный масляный фильтр.
Как рассчитать интервал замены смазки по моточасам или расходу топлива
Интервал, который указан производителем, часто не подходит для реальных условий эксплуатации. Автомобилисты и эксперты советуют делить его на два. Если указаны 15 000 километров автопробега, то выполнить замену масла лучше через 7500–7000 километров. Рассчитывать частоту замены можно не только исходя из показаний одометра, а также посредством моточасов или расчета по скорости.
Для определения числа моточасов можно воспользоваться счетчиком – цифровым или аналоговым. Счетчики комплектуются встроенной батареей, позволяющей сохранять значения, даже если электропитание автомобиля отключено.
Определить моточасы можно без прибора. Для вычисления потребуется разделить автопробег на скорость.
Определить интервал замены масла можно по объему расходуемого топлива. В первую очередь нужно знать нормы расхода топлива по паспорту, реальный расход и рекомендуемую периодичность.
Нюансы замены смазки в дизельных двигателях
В дизельном двигателе смазывающий состав подвергается большему воздействию, поэтому менять его следует немного чаще. Также нужно учитывать состав топлива – дизель российского производства отличается большим содержанием серы, поэтому оказывает негативное влияние на мотор транспортного средства.
При замене смазки в дизельных моторах период, указанный производителем, нужно также делить на два. Рекомендация актуальна для легковых автомобилей, фургонов и малогабаритных грузовиков, выпущенных иностранными производителями.
Выбор моторного масла основан на показателе общего щелочного числа (TBN). Чем больше показатель, тем больше способность смазки нейтрализовать коррозионные продукты, которые образуются в процессе окисления.
Также обращают внимание на значение TAN (общее кислотное число) — присутствие продуктов, провоцирующих развитие коррозии и интенсивное изнашивание пар трения в моторе.
Если вовремя менять масло, можно существенно продлить рабочий ресурс силового агрегата, а также обеспечить бесперебойность его работы. При этом нужно принимать во внимание множество факторов, включая качество горючего и режим эксплуатации транспорта. Заводские рекомендации обычно завышены, поэтому к этим показателям нужно относиться с осторожностью.