Классификация ACEA принята в 1991 г. взамен существовавшей ранее с 1972 года CCMC.
Она сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм. В отличии от API, она наиболее полно учитывает конструктивные особенности двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. По отдельным тестам ее требования значительно превышают показатели API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.
В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
- более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
- меньшей массой двигателей;
- большей удельной мощностью;
- большими допустимыми скоростями передвижения;
- более тяжелыми городскими режимами.
Стандарты ACEA делятся на классы:
A — для бензиновых двигателей;
B — для дизельных двигателей легковых автомобилей;
С — для бензиновых двигателей и дизелей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов;
E — для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
В каждом существует несколько категорий по рабочим характеристикам. Они обозначаются арабскими цифрами (1, 2, 3, и т.д.):
- 1 — энергосберегающие масла классов А1, В1. Эта спецификация узаконивает символ "FUEL Еconomy" (экономия горючего). Экономия горючего должна быть, как минимум, 2,5 % по отношению к минеральному маслу вязкостью 15W40;
- 2 — масла широкого потребления;
- 3 — смазочные материалы повышенного качества. Продленный срок замены.
- 4 — масла для двигателей с прямым впрыском.
- 5 — новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхудлиненным интервалом замены, допускающих применение материалов с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 - 3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Могут не подходить для некоторых двигателей.
Чем выше цифра, тем выше требования (исключения для классов А1 и В1).
Повышение качества моторных масел групп от А до Е (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в некоторых случаях — изменением качества базового материала.
АСЕА 2004
Новая классификация АСЕА введена в действие с 1 ноября 2004 г. Она существенно отличается от предыдущих тем, что теперь учтены не только требования Евро 1, Евро 2, Евро 3 к автомобилям по токсичности отработавших газов, но и новые требования — Евро 4. Она отличается тем, что сокращено количество категорий моторных масел — теперь их только 11, подразделенных на три класса:
- A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
- C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
- E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.
Бывшие классы “A” и “B” объединены в общий A/B, включающий в себя четыре категории универсальных моторных масел:
- A1/B1 и A5/B5 — отличаются высокими энергосберегающими свойствами;
- A3/B3 — с увеличенным сроком замены;
- A3/B4 — для двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива.
Введен новый класс “C”, включающий три категории универсальных моторных масел с составами, обеспечивающими их совместимость с нейтрализаторами отработавших газов. Они предназначены для двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, оснащенных каталитическими трехкомпонентными нейтрализаторами (бензиновые двигатели) и сажевыми фильтрами (дизели).
- По уровню эксплуатационных свойств масла класса “C” эквивалентны универсальным маслам категории A3/B5.
- Смазочные материалы категории C1 и C2 имеют малую вязкость и повышенные энергосберегающие свойства.
В классе “E” сохранена категория E2 (рядовые масла для дизелей с турбонаддувом и без него), а также E4 (для высокооборотных дизелей, соответствующих нормам от Евро 1 до Евро 4 с увеличенным периодом замены смазочного материала при работе в самых трудных условиях эксплуатации).
Исключены категории E3 и E5 и введены две новые — E6 и E7 (для дизелей с турбонаддувом, соответствующих нормам от Евро 1 до Евро 4). Эти масла отличаются тем, что могут использоваться в автомобилях, имеющих сажевые фильтры и нейтрализаторы, уменьшающие количество оксидов азота, оксида углерода и углеводородов в отработавших газах.
Все классификации обеспечивают минимальный уровень защиты для всех существующих бензиновых двигателей.
Классификация моторных масел AСЕА 2004 года
Класс ACEA |
Категория ACEA |
Свойства и область применения |
A/B
(для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков) |
A1/B1 |
Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя. |
A3/B3 |
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиковс промежуточным (не прямым) впрыском, работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. |
|
A3/B4 |
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при более длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиковс непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3. |
|
A5/B5 |
Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, с сверхудлиненным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**.Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. |
|
С
(для бензиновых двигателей и дизелей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов) |
С1 |
Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами отработавших газов. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**. |
С2 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**. |
|
С3 |
Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы. |
|
Е
(для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации) |
E2 |
Используются в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающие в средних и тяжелых условиях, с обычными интервалами замены моторного масла. |
E4 |
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров. |
|
E6 |
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005%***. |
|
E7 |
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенных системой снижения выброса оксидов азота***. |
Примечание
*Все моторные масла, за исключением категории A1/B1, являются стойкими к деструкции — разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их состав.
**В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.
***Рекомендации по применению этих масел могут отличаться у различных производителей двигателей, поэтому следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.