Классификация моторных масел согласно ACEA

Классификация ACEA принята в 1991 г. взамен существовавшей ранее с 1972 года CCMC.
Она сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм. В отличии от API, она наиболее полно учитывает конструктивные особенности двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. По отдельным тестам ее требования значительно превышают показатели API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.

В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Стандарты ACEA делятся на классы:

A — для бензиновых двигателей;

B — для дизельных двигателей легковых автомобилей;

С — для бензиновых двигателей и дизелей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов;

E — для дизельных двигателей грузовых автомобилей.

В каждом существует несколько категорий по рабочим характеристикам. Они обозначаются арабскими цифрами (1, 2, 3, и т.д.):

  • 1 — энергосберегающие масла классов А1, В1. Эта спецификация узаконивает символ "FUEL Еconomy" (экономия горючего). Экономия горючего должна быть, как минимум, 2,5 % по отношению к минеральному маслу вязкостью 15W40;
  • 2 — масла широкого потребления;
  • 3 — смазочные материалы повышенного качества. Продленный срок замены.
  • 4 — масла для двигателей с прямым впрыском.
  • 5 — новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхудлиненным интервалом замены, допускающих применение материалов с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 - 3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Могут не подходить для некоторых двигателей.

Чем выше цифра, тем выше требования (исключения для классов А1 и В1).

Повышение качества моторных масел групп от А до Е (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в некоторых случаях — изменением качества базового материала.

 

АСЕА 2004

Новая классификация АСЕА введена в действие с 1 ноября 2004 г. Она существенно отличается от предыдущих тем, что теперь учтены не только требования Евро 1, Евро 2, Евро 3 к автомобилям по токсичности отработавших газов, но и новые требования — Евро 4. Она отличается тем, что сокращено количество категорий моторных масел — теперь их только 11, подразделенных на три класса:

  • A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C    — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E   — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

Бывшие классы “A” и “B” объединены в общий A/B, включающий в себя четыре категории универсальных моторных масел:

  • A1/B1 и A5/B5 — отличаются высокими энергосберегающими свойствами;
  • A3/B3 — с увеличенным сроком замены;
  • A3/B4 — для двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива.

Введен новый класс “C”, включающий три категории универсальных моторных масел с составами, обеспечивающими их совместимость с нейтрализаторами отработавших газов. Они предназначены для двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, оснащенных каталитическими трехкомпонентными нейтрализаторами (бензиновые двигатели) и сажевыми фильтрами (дизели).

  • По уровню эксплуатационных свойств масла класса “C” эквивалентны универсальным маслам категории A3/B5.
  • Смазочные материалы категории C1 и C2 имеют малую вязкость и повышенные энергосберегающие свойства.

В классе “E” сохранена категория E2 (рядовые масла для дизелей с турбонаддувом и без него), а также E4 (для высокооборотных дизелей, соответствующих нормам от Евро 1 до Евро 4 с увеличенным периодом замены смазочного материала при работе в самых трудных условиях эксплуатации).
Исключены категории E3 и E5 и введены две новые — E6 и E7 (для дизелей с турбонаддувом, соответствующих нормам от Евро 1 до Евро 4). Эти масла отличаются тем, что могут использоваться в автомобилях, имеющих сажевые фильтры и нейтрализаторы, уменьшающие количество оксидов азота, оксида углерода и углеводородов в отработавших газах.

Все классификации обеспечивают минимальный уровень защиты для всех существующих бензиновых двигателей.

Классификация моторных масел AСЕА 2004 года

Класс ACEA

Категория ACEA

Свойства и область применения

A/B

 

(для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков)

A1/B1

Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя.

A3/B3

Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом  в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиковс промежуточным (не прямым) впрыском, работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла.

A3/B4

Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при более длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиковс непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3.

A5/B5

Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, с сверхудлиненным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**.Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей.

С

 

(для бензиновых двигателей и дизелей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов)

С1

Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами отработавших газов. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**.

С2

Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**.

С3

Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы.

Е

 

(для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации)

E2

Используются в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающие в средних и тяжелых условиях, с обычными интервалами замены моторного масла.

E4

Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров.
Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.

E6

Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005%***.
Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.

E7

Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенных системой снижения выброса оксидов азота***.
Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. Снижают нагарообразование в турбокомпрессоре.

 

Примечание

*Все моторные масла, за исключением категории A1/B1, являются стойкими к деструкции — разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их состав.
**В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.
***Рекомендации по применению этих масел могут отличаться у различных производителей двигателей, поэтому следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.