Классификация моторных масел согласно API

Первая классификация моторных масел по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (API) еще в 1947 г.

Согласно API моторные масла подразделяются на две категории: S (Service) и C (Соmmercial).

К категории S относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности;

к категории C относятся масла для дизелей автотранспорта, промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

Универсальными называют смазочные жидкости, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей. Они имеют обозначения обеих категорий, например, CF-4/SG, SH/CG-4 и т.п.

Классы масел, указывающие область применения, обозначают буквами латинского алфавита, стоящими за обозначением категории (например, SF, CH). С 1971 до 2002 гг. в категорию S были введены 10 классов масел >(SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL), а в категорию C — 12 классов (СА, СВ,СС, CD, CD+, CD-II, СЕ, CF-4, CF-2, CG-4, СH-4, СI-4). Цифры при обозначениях классов CDII, CF-4, CF-2, CG-4 дают дополнительную информацию о применимости масел данного класса в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно. Введение каждого нового класса было обусловлено ужесточением требований к смазочным жидкостям, в частности, вызванных экологическим законодательством, расширением использования турбонаддува, рециркуляцией отработавших газов. Устаревшие классы за ненадобностью исключены из классификации по API. Сегодня в США сертифицируют только масла с высшими уровнями эксплуатационных свойств, а именно: SH и SJ для бензиновых двигателей, CF, CF-2, CF-4 и CG-4 - для дизелей.

 

Из 10 классов категории «S», обозначаемых SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ и SL, сегодня оставлены только три последних (SH, SJ и SL). Все остальные исключены как устаревшие и не пригодные для двигателей новых моделей, преобладающих в американском парке.

Из 12 классов категории «C», обозначаемых CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4 и CI-4, сегодня как устаревшие исключены первые шесть.
Во многих странах применяют смазочные жидкости классов API, ныне в США отмененных, что обусловлено различиями в составе парка машин.

 

Категория и класс API

Область и условия применения

Годы выпуска автомобилей

Качественные показатели

Категория  «S» (Service)

SH

(условно действующая)

Масла, предназначенные для бензиновых двигателей автомобилей, выпущенных в 1994 г. и ранее, заменяют масла класса SG.

1993-1996г.

высшее для моделей 1995г.

На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например, API CF-4/SH).

SJ

(действующая)

Масла, предназначенные для бензиновых двигателей автомобилей с введением дополнительных требований в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдерживать нагрев, не образуя отложения.

1996г.

Максимальных уровень эксплуатационных свойств.

SL

(действующая)

Это новейший стандарт для бензиновых двигателей.

2001г.

Новая категория API SL/GF-3 имеет значительные преимущества по сравнению с маслами API SJ/GF-2 по нескольким параметрам:
-Улучшение экономии топлива и сохранение более низкого уровня потребления топлива на период использования (степени GF-3).
-Более низкий уровень токсичности выхлопов.
-Защита систем контроля и нейтрализации выхлопов.
-Более совершенная защита от высокотемпературных отложений.
-Более совершенная защита от износа.

Все это означаетболее надежную защиту двигателя и увеличение его ресурса.

SM

(действующая)

Это новейший стандарт для бензиновых двигателей.

2004г.

Новая категория API SM/GF-4 имеет значительные преимущества по сравнению с маслами API SL/GF-3 по нескольким параметрам:

-Повышенная стойкость к окислению.

-Улучшение экономии топлива и сохранение более низкого уровня потребления топлива на период использования (степени GF-3).
-Более низкий уровень токсичности выхлопов.
-Защита систем контроля и нейтрализации выхлопов.
-Оптимизированными низкотемпературными свойствами.

-Более совершенная защита от высокотемпературных отложений.
-Более совершенная защита от износа.

-Увеличение интервалов замены и сохранение стабильности вышеперечисленных характеристик на протяжении более длительного срока эксплуатации.

Все это означаетболее надежную защиту двигателя и увеличение его ресурса.

 

Категория «С» (Commercial)

CF

(действующая)

Масла, предназначенные для дизельных двигателей внедорожной техники с распределенным впрыском, и работающих на топливе с повышенным содержанием серы (до 0.5%).

Заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.

1994

Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медныых сплавов подшипников.

 

CF-4 (действующая)

Масла, предназначенные для высокоскоростных мощных 4-тактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без; для мощных магистральных тягачей, грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки по автострадам.

При согласовании с требованиями категории API SG (API CF-4/SG), могут быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей.

Заменяет масла категории API CE в более старых двигателях.

с 1990г.

высшее для четырехтактных моторов

Отвечают всем требованиям качества категории API CE и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов.
Обладают лучшими моющими свойствами, чем масла класса СЕ и могут заменять их в дизелях, выпущенных до 1990 г.

 

CF-2 (действующая)

Масла, предназначенные для высоконагруженных 2-тактных дизельных двигателей транспортных средств. Заменяет масла категории API CD-II в более старых моделях.

с 1994 г.

высшее для двухтактных моторов

Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец.

CG-4 (действующая)

Масла, предназначенные для высоконагруженных, высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, внедорожных машин и грузовых автомобилей магистрального типа использующих малосернистое топливо (с содержанием серы менее 0,05%) и немагистрального типа использующих высокосернистое топливо (с содержанием серы 0,5%).

Заменяют масла API CD, API CE и API CF-4 в ранее выпушенных двигателях.

с 1995г.

высшее для моделей с 1995г.

Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года). В сравнении с маслами класса CF-4 обладают лучшими моющими, противоизносными, антикоррозионными свойствами, меньшей вспениваемостью при высокой температуре и хорошо сочетаются с малосернистыми дизельными топливами (содержание серы менее 0,05%).
Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.

CH-4 (действующая)

Стандарт для тяжелых дизельных двигателей

Проектное название API PC-7. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.

1998

высшее для четырехтактных моторов

Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.

 

СI-4 (действующая)

Эта категория введена в действие в 2002 году в связи с новыми экологическими требованиями, которые сформулированы Американским агентством по охране ок-ружающей среды (EPA). Основным способом удовлетворения этих требований является система рециркуляции отработанных газов (EGR - exhaust gas recirculation). Для этого требуются изменение конструкции двигателей и придание новых эксплуатационных свойств моторным маслам. Одновременно прогнозируется повышение удельных мощностей двигателей.

2002

Основные отличия работы моторного масла в условиях рециркуляции выхлопных газов и повышенной удельной мощности:
-тенденция к образованию сильных кислот;
- повышенное образование сажи и, в связи с этим, загущение масла и повышенный износ деталей двигателя;
- более высокотемпературный режим работы двигателя и масла. Для оценки повышенных эксплуатационных свойств, вводятся новые моторные испытания на стендовых двигателях с рециркуляцией выхлопных газов:
- Cat 1Q,
- Mack T-10,
- Cummins M-11.

Необходимо отметить, что при выборе масла для дизелей легковых автомобилей лучше ориентироваться на европейскую классификацию ACEA.